8 (495) 657-65-36
25 октября 2021 г.

Креативные индустрии - базовый тренд развития мегаполисов

Что на повестке Новости Креативные индустрии - базовый тренд развития мегаполисов

Предложения, направленные на развитие креативных индустрий в столице, обсудили в Общественной палате Москвы. 22 октября здесь в дистанционном формате прошел круглый стол на тему «Развитие креативных индустрий как фактор экономического развития Москвы».

В работе круглого стола приняли участие представители профильных департаментов Правительства Москвы и подведомственных организаций, креативных индустрий и Союза креативных кластеров, члены комиссий Общественной палаты города Москвы, эксперты.

Поводом для проведения подобной дискуссии послужило утверждение в сентябре Правительством РФ Концепции развития творческих (креативных) индустрий и механизмов осуществления их государственной поддержки в крупных и крупнейших городских агломерациях до 2030 года – об этом сказала Надежда Косарева, председатель комиссии Общественной палаты Москвы по экономике, бюджету и перспективному развитию города.

«Креативные индустрии в современной экономике - базовый тренд развития всех мегаполисов, в том числе Москвы. Их экономическую роль невозможно отрицать. Москва - лидер по этому направлению, и поэтому для Москвы необходимо предусмотреть свой комплекс мер и оценить этот сегмент экономики», - добавила она.

Как рассказал руководитель Департамента предпринимательства и инновационного развития города Москвы Алексей Фурсин, на сегодняшний день в столице более 100 тысяч индивидуальных предпринимателей и организаций, которые работают в сфере креативных индустрий; порядка 500 тысяч человек задействованы в этой работе. При этом, самые развитые направления в сфере креативных индустрий на сегодняшний день - это анимация, дизайн и IT. 

«Москва входит в ТОП-8 рейтинга (International Creative Capital Index от PwC и Calvert22), оценивающего креативные индустрии в городах мира. Это говорит о высоком потенциале для дальнейшего развития города как креативного мегаполиса. Мы поддерживаем московский креативный сектор не только финансово, как, например, с помощью тестовой программы грантов для компаний индустрии анимации, но и инфраструктурно – путем реализации пилотного проекта по созданию креативных технопарков; образовательно – через акселерационные программы и другие образовательные проекты, а также информационно. Важно создать все условия, чтобы само креативное предпринимательство определило для себя приоритеты и развивалось в этом направлении, а наша задача – оказать всестороннюю поддержку», - прокомментировал А. Фурсин.

Следующим шагом в развитии креативных индустрий должна стать включенность в глобальные растущие рынки в этом сегменте экономики. И в этом отношении очень важно поддерживать экспортную активность наших креативных секторов: участвовать в крупнейших международных проектах, например, таких, как выставка «ЭКСПО – 2020», которая в эти дни проходит в Дубае.

Кроме того, по мнению участников обсуждения, с учетом большого опыта Москвы, столица могла бы взять на себя функцию лидера и помочь регионам обеспечить расширение креативной деятельности, в том числе экспорта креативных товаров и услуг. Как добавила Татьяна Абанкина - директор Центра креативной экономики факультета городского и регионального развития НИУ ВШЭ – «Московский опыт системной поддержки креативной деятельности, в том числе в части создания креативных кластеров, очень востребован в регионах. Распространение такого опыта было бы важно для всей страны».

Заместитель председателя Комиссии по культуре и культурно-историческому наследию Общественной палаты Москвы, президент Фонда поддержки современного искусства «Винзавод» Софья Троценко отметила, что создание равных возможностей и мер поддержки для всех направлений креативных индустрий – основная совместная задача властей, общественных организаций, экспертного сообщества и представителей бизнеса. При этом, очень важна обратная связь: выявление того, что получается лучше с точки зрения экономических показателей.

Эксперты также отметили, что важно определиться с субъектным составом креативного сектора. По словам Аси Филипповой, генерального директора Центра творческих индустрий «Фабрика», председателя Союза креативных кластеров, нужно определиться с терминологией и создать реестр предприятий креативной индустрии, а эта задача упирается в определение критериев, по которым те или иные такие субъекты будут относиться к креативным индустриям. Она также добавила, что каждый регион должен сам принять решение о приоритетах: «Если мы беремся за развитие креативной экономики, то ограничивать себя на федеральном уровне не нужно. Креативность может быть «разлита» по предприятиям абсолютно разных областей. И на федеральном уровне определять приоритеты креативной индустрии является преждевременным».

Заместитель председателя Комиссии Общественной палаты Москвы по делам молодежи и спорту, директор Общероссийской организации «Городские реновации» Олег Зоря обратил внимание на механизмы вовлечения молодежи в сферу креативных индустрий, в том числе по направлениям урбанистики. По его словам, кадры для креативной экономики необходимо готовить со школьных и студенческих лет, при этом необходимо развивать у молодежи гибкие и профессиональные навыки.

«Если базовые профессиональные навыки и знания формирует университет, то для развития гибких навыков необходимы новые решения. Мы в «Городских реновациях» создаем возможности для развития гибких навыков молодежи в направлении городского развития, и этот опыт можно тиражировать в регионы», - пояснил он.

В завершении встречи, Надежда Косарева проинформировала, что по итогам круглого стола будут подготовлены предложения по дальнейшей поддержке развития креативных индустрий в Москве, которые можно будет рекомендовать реализовать и на федеральном уровне:

«Тема, которую мы обсудили, оказывает безусловное влияние на развитие всего города и человеческого капитала, это содержательная, общественная тема. По итогам обсуждения мы сможем направить в Правительство Москвы наши предложения и таким образом внесем свой вклад в поддержку запросов креативного сектора в Москве. В том числе это позволит сформировать предложения Москвы в план реализации Концепции на территории всей страны».

Поделиться:
Подпишитесь на рассылку

Спасибо!
Вы успешно подписаны!