Общественная палата Москвы выбрала тему, которая сегодня имеет огромное значение не только для московской системы образования, но и для будущего экономики столицы. Через подготовку школьников в учебном классе происходит культура формирования профессиональных знаний и компетенций, которые будут нужны тем, кто в будущем будет осуществлять технологические прорывы в стране и строить новую экономику не только Москвы, но и России.

В последние годы система образования претерпела множество изменений, связанных в первую очередь с быстрой сменой технологий, с растущим спросом работодателей на специалистов, обладающих максимальной гибкостью, а также спросом на "высокоскоростное образование" – то есть то образование, которое соответствует требованиям времени и быстро отвечает современным вызовам.

Один из самых серьезных вызовов к современной системе образования - это требование к ее открытости, прежде всего, информационной, а также, открытости для общественного участия, что подразумевает выход реального образовательного процесса за стены школы, и использование ресурсов города.

В октябре 2016 г. в рамках организованной Общественной палатой Москвы и Мосгордумой конференции состоялся очень интересный разговор, в котором приняли участие не только представители Москвы, но и 45 регионов России. Коллеги рассказали о своём опыте подготовки педагогических и управленческих кадров. Некоторые из них уже используют московские практики для улучшения своих показателей. Несмотря на то, что Москва на несколько шагов впереди, опыт регионов тоже интересен для москвичей.

На конференции на различных площадках столичных образовательных организаций работали 5 секций: «Комплексное предпрофессиональное образование для подготовки школьников к учебе, жизни и труду»; «Сетевое взаимодействие образовательных организаций с субъектами территориального и отраслевого развития как ресурс для развития профессиональных компетенций»; «Современные подходы к управлению развитием компетенций педагогических работников образовательных организаций, реализующих программы среднего профессионального образования»; «Управляющие советы образовательных организаций и родительская общественность как инструмент открытости работы руководителя и педагогических коллективов»; «Подготовка управленческих и педагогических кадров в условиях открытого образования».

Как известно, система образования в последние годы претерпела серьезные изменения. Она вобрала в себя опыт множества образовательных экспериментов. Некоторые из этих экспериментов способствовали замене педагогических кадров, устоявшихся практик школ, университетов, колледжей, созданию новых образовательных стандартов.

Изменившаяся структура образовательной среды поставила задачу радикально пересмотреть формы, методы, подходы к подбору управленческих кадров, к работе с ними, к их профессиональному росту и оценке их деятельности. Но это невозможно без участия общественности, законодателей, при закрытости самой системы образования.

Как никогда, деятельность образовательной организации и педагогического коллектива стала не только доступной, но и прозрачной, начиная от рейтинга образовательной организации, выбора программ, эффективности использования финансовых средств, подбора педагогических кадров, результатов учебы каждого обучающегося. Члены управляющих советов и родительская общественность стали не только активными союзниками в вопросах образования, но и во многом экспертами и активными деятелями образовательного процесса.

И конечно, такая работа невозможна без создания широкой инновационной сети в образовательной сфере. Именно информационное пространство позволяет быть открытой системе образования и образовательной организации. Информационное обеспечение во многом способствует выбору управленческих решений, возможности структурировать работу руководителей, эффективно использовать любые ресурсы.

Проблема профессионального роста и формирования новых компетенций руководителя образовательных организаций педагогических коллективов является, наверное, одной из приоритетных в системе образования Москвы. Именно на ее решение обращается внимание как со стороны Правительства Москвы, лично мэра, так и со стороны депутатов Московской городской Думы.

Новые требования заказчиков на образование связаны с изменением московской бизнес-среды, образом жизни москвичей, семьи и в целом городского сообщества.
Новые требования к системе образования, к качеству ее работы объективно связаны с формированием новых компетенций руководителей образовательных организаций и педагогов. Как известно, сегодня современный директор образовательной организации не нуждается в прописных истинах управленческих знаний, ему требуется личностное развитие по абсолютно новым наборам компетенций, а именно создание команды, выбор универсальных программ, индивидуальные траектории обучения, умение правильно управлять финансами и другими ресурсами, прогнозировать развитие образовательной организации. Современный директор - это и публичная личность, которая должна свободно ориентироваться не только в мире педагогических технологий, но и в тенденциях развития общества, экономики и в других сферах общественной жизни. Безусловно, такие компетенции приходят с опытом, с практической деятельностью. От руководителя образовательной организации сегодня зависит практически все - от понимания учениками истины «обучение через всю жизнь» до осознания каждого педагога, что он ключевой игрок в этом процессе.

В идеале общество придет к тому, что необходимо создание дискуссионного пространства для проведения образовательных реформ, к пониманию роли в них управленческих и педагогических кадров и, конечно, возрастающего влияния на эти процессы общественных институтов.