Ключевые позиции по вопросам определения и регулирования просветительской деятельности высказали сегодня эксперты, государственные деятели и общественники в рамках заседания Комиссии по развитию дошкольного, школьного, среднего профессионального образования и просветительской деятельности Общественной палаты РФ.

18 ноября этого года в Государственную Думу был внесен законопроект, касающийся изменения Федерального закона в части введения просветительской деятельности.

В формате «нулевых чтений» при проведении общественной экспертизы проекта Федерального закона № 1057895-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» участники заседания согласились с тем, что такой закон обязательно нужно принимать, но при этом важно закрепить понятие просветительской деятельности, механизм достижения целей, этапы реализации и их регулирование.

Председатель Комиссии по образованию и науке Общественной палаты Москвы Мария Лазутова в своем выступлении отметила, что в первую очередь необходимо погрузить школу в понятийный материал просветительской деятельности:

«В настоящее время просветительская деятельность не фигурирует как прямая необходимость, не готовятся кадры по этому направлению в вузах и колледжах. При том, что это широкое понятие в первую очередь ближе именно к педагогике. Просветительская деятельность всегда была присуща образованию, и на протяжении всей истории образование вполне успешно справлялось с этой задачей. Безусловно, мы не можем все форматы ввести в школу, но создать необходимый понятийный аппарат - наша задача. Я выступаю за то, чтобы просветительская деятельность в школе стала неотъемлемой частью формирования культуры и ученика, и учителя. Это крайне необходимо» - пояснила Мария Николаевна.

Член Общественной палаты РФ Максим Григорьев призвал коллег опираться на большой международный опыт. Он добавил, что в настоящее время система образования может выступать одним из инструментов продвижения геополитических интересов, а просветительские проекты часто используются как каналы агрессивной пропаганды, навязывая свои факты истории, не соответствующие реальности.

С учетом того, что сегодня просветительской деятельностью занимается больше количество НКО, по мнению экспертов, необходимо определить отношения между всеми участниками процесса. Депутат Государственной Думы, председатель Российского общества «Знание» Любовь Духанина предложила обсудить механизмы взаимодействия с ними.

Еще один очень важный аспект просветительской деятельности затронули участники дискуссии – ответственность каждого человека за то, что он транслирует в информационное поле. Как сказала Татьяна Владимировна Черниговская, профессор Санкт-Петербургского государственного университета, заведующая лабораторией когнитивных исследований, «сегодня нас окружает огромное количество недостоверной информации, поэтому крайне важно учить детей анализировать ее, правильно воспринимать и реагировать. Нельзя доверять непроверенным источникам на различных интернет-ресурсах, опираться стоит только на экспертное мнение профессионального сообщества, ученых, преподавателей и т.д.».

По итогам мероприятия председатель профильной Комиссии ОП РФ Наталья Кравченко призвала всех участников направить предложения и замечания к проекту Федерального закона в Общественную палату РФ для учета в дальнейшей работе.