15 ноября 2020 года Комиссия по экономике, бюджету и перспективному развитию города Общественной палаты города Москвы провела дистанционное заседание с участием представителей Департамента финансов, Департамента экономической политики и развития города Москвы и экспертов, посвященное обсуждению проекта закона города Москвы «О бюджете города Москвы на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов».

В начале заседания заместитель руководителя Департамента экономической политики и развития города Москвы Леонид Кострома представил социально-экономический прогноз на среднесрочный период, как базу формирования проекта бюджета.

Он рассказал о прогнозах по темпам роста как экономики в целом, так и по отдельным направлениям. По его словам, в среднесрочной перспективе на фоне восстановительного роста мировой и российской экономики рост ВРП города Москвы составит 3,3-3,4% ежегодно (в сопоставимых ценах).

В своем выступлении он сделал акцент на мерах поддержки бизнеса, инвестиционной активности, промышленного производства, противодействия росту безработицы и других направлениях стимулирования экономического развития города.

«Москва реализовала комплексный подход для поддержки бизнеса в этом сложном для всех нас году. В 2020 году было предусмотрено 88 млрд руб. на поддержку бизнеса, 33,5 млрд уже направлено в экономику - более 45 тысяч компаний и организаций получили поддержку в виде отсрочки платежей за аренду, снижения и отсрочки уплаты налогов и т.д. Огромное внимание уделено субъектам малого и среднего бизнеса, запущена программа по субсидированию процентной ставки по кредитам. Предполагаем, что в ближайшие три года будет наблюдаться восстановление инвестиционной активности на уровне 5-5,8% годовых. Инвестиции позволят продолжить реализацию приоритетных программ развития городской инфраструктуры. Что касается промышленного производства, то пик его снижения был в мае-апреле, но, по мере снятия ограничений, мы видим неплохие темпы промышленного выпуска, они постепенно восстанавливаются» - добавил он.

В продолжение обсуждения основные параметры проекта бюджета представил первый заместитель руководителя Департамента финансов города Москвы Николай Лисин.

Он рассказал, что с учетом сложившейся обстановки во втором квартале этого года наблюдалось падение доходов более чем на 25% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

«Пандемия оказала влияние на все сферы нашей жизни. Правительством Москвы были предусмотрены меры по преодолению последствий пандемии. С июля мы фиксируем восстановительный рост. Ожидаем, что в этом году доходы бюджета снизятся на 3% по сравнению с прошлым годом, а по соотношению с плановым прогнозом снижение составит 11%».

Что касается проекта бюджета, то он сформирован на основе базового прогноза и предусматривает стабилизацию экономической активности. В следующем году в полном объеме будут выполнены социальные обязательства перед жителями города с учетом финансирования дополнительных расходов по противодействию пандемии.

«Так, в проекте бюджета доходы запланированы с ростом на 6,5% в 2021 году, а в 2022-2023 гг. ожидаем, что рост превысит 9% ежегодно. Основные источники дохода - это налоги на доходы физических лиц и на прибыль организаций.

В расходах сохраняются все приоритеты программного бюджета. На реализацию 13 важнейших городских программ будет направлено 93 % расходной части бюджета, это 8,8 трлн руб. на все 3 года. В проекте бюджета обеспечено усиление его социальной направленности – это ключевой приоритет. Социальные расходы составят более 56% расходов городского бюджета, или около 1,8 трлн руб., увеличившись более чем на 90 млрд руб. по сравнению с бюджетом на 2020 год», - добавил Н. Лисин.

Расходы на здравоохранение в 2021 году с учетом средств ОМС превысят 740 млрд руб. Начиная с 2021 года программа «Развитие здравоохранения» с учетом средств ОМС становится крупнейшей программой города по объемам финансирования.

На оказание мер социальной поддержки в денежной и натуральной формах жителям Москвы в бюджете предусмотрено 529,4 млрд руб. По сравнению с бюджетом на 2020 год эти расходы увеличиваются на 6%.

В следующем году Правительство Москвы продолжит строительство новых учреждений социальной сферы: детских садов, школ, поликлиник, больничных корпусов, объектов культуры, спорта и социальной защиты населения.

Экспертное заключение на проект бюджета города Москвы представила привлеченный эксперт Общественной палаты Светлана Солянникова, руководитель Департамента общественных финансов Финансового Университета при Правительстве Российской Федерации.

В своем выступлении она отметила, что, с точки зрения структуры расходов, проект бюджета Москвы на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов сохраняет преемственность с бюджетами прошлых лет и является программным, социальным и инвестиционным.

Параметры проекта бюджета города рассчитаны с учетом спада экономической активности на фоне борьбы с коронавирусной инфекцией, высокого уровня экономической неопределенности и необходимости формирования условий для достижения как национальных целей развития Российской Федерации, так и целей государственных программ города Москвы.

«Объем бюджетных ассигнований на финансирование государственных программ города социальной направленности и цифровых госпрограмм предусматривает их рост в 2021 году по сравнению с 2020 годом, что подтверждает социальную ориентированность бюджета. Программы представлены в доступной и понятной форме, что позволяет в полной мере реализовать принцип прозрачности и открытости бюджета. В структуре наибольший удельный вес занимают расходы, направленные на реализацию важных программ: развитие транспортной системы, сферы здравоохранения, образования и социальной поддержки жителей. Доля бюджетных ассигнований по этим программам составит 66,1% в 2021 году и будет повышаться до 68,5% к 2023 году. По итогам анализа бюджета можно сделать вывод, что проект соответствует требованиям Бюджетного кодекса, учитывает необходимость ликвидации последствий кризиса, сохраняет активную роль как инструмент развития города и позволяет выступать источником поддержания стабильности и устойчивости всей инфраструктуры», - заключила она.

По итогам выступлений члены Общественной палаты Москвы смогли задать свои вопросы и высказать рекомендации по проекту закона. Вопросы касались планируемого уменьшения финансирования отдельных подпрограмм государственных программ города Москвы. Представители профильных департаментов ответили, что снижение связано в основном с тем, что либо мероприятия уже реализованы, поэтому нет необходимости их финансировать в дальнейшем, либо некоторые расходы перенесены в другие программы.

Председатель Комиссии по экономике, бюджету и перспективному развитию города Общественной палаты Москвы Надежда Косарева предложила в будущем посмотреть на возможность аналитического обобщения расходов бюджета и предоставления другой поддержки городом по определенным направлениям вне зависимости от отнесения таких расходов на ту или иную госпрограмму Москвы, чтобы было понятно, сколько и по какому направлению средств расходуется, например, по направлению молодежной политики, бюджетные расходы на которую разнесены по различным госпрограммам.

Открытым голосованием участники заседания приняли проект решения Комиссии по результатам обсуждения экспертного заключения на проект закона города Москвы «О бюджете города Москвы на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов» и рекомендовали Общественной палате Москвы одобрить проект закона о бюджете, согласиться с экспертным заключением на него, продолжить конструктивное взаимодействие с Департаментом финансов, Департаментом экономической политики и развития города Москвы по вопросам отражения в проекте бюджета наиболее актуальных социально-экономических направлений реализации государственных программ столицы.

По итогам заседания Комиссии экспертное заключение по проекту закона будет рассмотрено на заседании Общественной палаты города Москвы.

Авторизуйтесь через социальные сети, чтобы оставить комментарий