Классный руководитель должен стать интегратором всех возможностей города в помощи детям, находящимся в трудной жизненной ситуации или социально опасном положении. Помочь в этом ему могут современные цифровые инструменты и эффективное взаимодействие всех городских структур: учреждений Департамента труда и социальной защиты населения, системы образования и здравоохранения, общественных организаций, управляющих советов и др.

Такое мнение высказали участники круглого стола «Дети в трудной жизненной ситуации и возможности школы», организованном Комиссией по развитию гражданского общества и общественному контролю Общественной палаты города совместно с Уполномоченным по правам ребенка в городе Москве. Обсуждение прошло с участием представителей Департамента образования и науки города, Департамента труда и социальной защиты населения Москвы, депутатов Мосгордумы, представителей школ, правоохранительных органов и приглашенных экспертов.

По статистике, которую представила Уполномоченный по правам ребенка в городе Москве Ольга Ярославская, за первое полугодие этого года в Москве было выявлено 1550 неблагополучных семей. Из них 3,8% сигналов поступило от школ, соответственно более 1000 сообщений - от полиции, то есть, как уже свершившийся факт.

«Москва обладает большим набором возможностей для помощи детям, оказавшимся в сложной жизненной ситуации. В этом направлении работают системы социального обеспечения и здравоохранения, общественные организации. Однако, объективно, и социальные, и медицинские работники контактируют с детьми с большей или меньшей эпизодичностью, не находятся с ними рядом постоянно. При этом существует реальный шанс вовремя заметить первые признаки опасности для ребенка и сделать необходимые шаги. Таким человеком в жизни ученика вне дома является учитель, его классный руководитель. Нам нужно подумать, чтобы создать такую систему помощи семье и детям, которая проходила бы через классных руководителей, важно, чтобы она была достаточно прозрачна и давала возможность передать сигнал, что семья находится в сложной жизненной ситуации» - пояснила О. Ярославская.

Помочь в организации такой работы могут современные цифровые инструменты, а именно автоматизированная система для классных руководителей – «Классный помощник». Об этом рассказала заместитель руководителя Департамента образования и науки города Москвы Марина Смирницкая.

По ее словам, система может располагаться на том ресурсе, которым уже пользуется классный руководитель – это электронный журнал и электронный дневник. «Мы предлагаем дополнить его новыми функциями, которые помогут классному руководителю быстро дать сигнал в систему, что ребенку нужна помощь. Этот сигнал будет маркироваться цветом по степени приоритетного реагирования, в зависимости от ситуации, и сразу будет передаваться в «Мой семейный центр» и всем ведомствам, которые смогут его отработать. При подтверждении социально опасного для ребенка положения будет предприниматься весь комплекс необходимых мер» - добавила она.

Участники круглого стола поддержали данное предложение, но озвучили несколько моментов, которые обязательно нужно учесть при его реализации.

Так, Елена Альшанская – президент Благотворительного фонда «Волонтеры в помощь детям-сиротам» - обратила внимание на то, что очень важно не допустить появления большого количества ложных сигналов и субъективной оценки ситуации. Кроме того, она отметила, что в идеале такими вопросами в школах должен заниматься отдельный специалист, а классный руководитель должен обратить его внимание на существующие проблемы с конкретным ребенком.

Татьяна Троицкая – руководитель ГБУ Центр социальной помощи семье и детям «Семья» - отметила важность разделения компетенций: «Школа поддерживает детей, но у нее нет ресурсов для работы с родителями. Для этого существуют специальные службы, чтобы помогать родителям, например, в поиске работы, с психологической поддержкой и т.д. Такая работа проводится в наших центрах – на сегодняшний день их 29, они располагаются в каждом округе Москвы. И мы готовы также подключиться к предложенному проекту, чтобы работа велась в одном направлении».

Заместитель председателя Общественной палаты Москвы, председатель Комиссии Общественной палаты города по развитию гражданского общества и общественному контролю Алексей Венедиктов высказал предложение с учетом всех дополнений сделать этот проект пилотным и попробовать реализовать его пока только в пределах одного округа.

«Чтобы понять, как этот проект будет работать, посмотреть, какие будут ошибки, недоработки, будут ли злоупотребления, нужно провести его только в пределах одного участка – в данном случае в школах Северо-Восточного округа. То есть, на данном этапе это может быть только пилотный проект, который и Общественная палата, и все заинтересованные структуры, и общественные организации, и ведомства будут сопровождать. Хочу еще раз повторить - для обеспечения успеха и помощи школе очень важно, чтобы к этой работе подключились все городские структуры» - резюмировал он.

Реализовать этот проект как пилотный готовы Управляющие советы школ. При этом, как отметили представители учебных заведений, необходимо продумать возможность внедрения так называемого «второго ключа», который не позволит использовать данную систему во вред, злоупотреблять ей и поможет избежать необъективной оценки ситуации. Перепроверять полученную от классного руководителя информацию сможет, например, заместитель директора по воспитательной работе в школе или директор учебного заведения.

По итогам обсуждения участники круглого стола сформулировали ключевые предложения по развитию системы сопровождения ребенка, находящегося в трудной жизненной ситуации или социально опасном положении.

Среди них: реализовать проект в качестве эксперимента только в одном округе Москвы – СВАО; создать систему сдержек и отработать «предохранители рисков»; закрепить за классным руководителем полномочия первичного оператора по организации сопровождения ребенка, попавшего в трудную жизненную ситуацию; актуализировать алгоритм взаимодействия всех городских структур, обеспечивающих помощь детям; уточнить критерии, по которым классный руководитель определяет необходимость «сигнала», расширить и сделать более тонкой градацию; усилить защиту персональных данных и другие.


IMG_9385.JPG
IMG_9386.JPG
IMG_9389.JPG
IMG_9392.JPG
IMG_9393.JPG
IMG_9394.JPG
IMG_9395.JPG
IMG_9396.JPG
IMG_9397.JPG
IMG_9398.JPG

Авторизуйтесь через социальные сети, чтобы оставить комментарий