12 мая в Ресурсном центре НКО в рамках VIII Московского гражданского форума состоялась дискуссия на тему «Развитие волонтерства: кто и как учит добровольцев. Опыт регионов на примере Москвы и Ленинградской области». В обсуждении приняли участие эксперты, представители некоммерческих организаций и органов власти Москвы и Ленинградской области. Модераторами дискуссии выступили Елена Захарова, председатель Комиссии по Развитию НКО, благотворительности и добровольчества (волонтерства) Общественной палаты города Москвы и Владимир Хромов, ее заместитель.

В своем приветственном слове к участникам дискуссии заместитель председателя Комитета общественных связей города Москвы Игорь Соболев сказал: «Для того, кто переводит старушку через дорогу, недостаточно быть просто хорошим человеком. Он берет на себя ответственность за жизнь другого человека и как минимум должен знать правила дорожного движения. Наличие базы знаний, определенных навыков у волонтеров очень важно, иначе их действия могут стать не просто непродуктивными, но и опасными».

Олег Решетников, директор Института общественного служения, руководитель социально-психологической службы многопрофильного образовательного комплекса «Братиславский», рассказал об опыте Канады и США, где вовлечение в добровольческую деятельность стало частью государственной программы. Спикер подчеркнул, что профессиональное развитие волонтерства благоприятно сказывается на общем уровне благосостояния страны. «Сегодня в Канаде 45 % человек вовлечено в добровольческую деятельность, — сообщил Олег Решетников — Несколько лет назад, когда количество добровольцев приблизилось к 35 % населения, оказалось, что совокупный эффект участия добровольцев в благотворительности дает 7 % роста валового продукта страны».

Участники дискуссии поделились опытом реализации обучающих программ и рассказали о барьерах и трудностях, с которыми им приходится сталкиваться в своей повседневной деятельности. По мнению Елены Козак, начальника управления стратегического развития Ассоциации волонтерских центров, основная проблема обучения состоит в том, что пока не существует единой системы образования для волонтеров. «Мы проанализировали более 300 форматов образовательных программ и выяснили, что у нас не выстроены сетевые кооперации даже внутри сектора для волонтеров и организаторов волонтерской деятельности, — сообщила Елена. — Нужно прийти к пониманию единого стандарта, каким должен быть волонтер и какими компетенциями он должен обладать, а самое главное — понимать, как сформировать эти компетенции. Нужно обучать не просто лекторов и тренеров, а настоящих архитекторов образовательных программ».

В свою очередь Ирина Швец, директор ГБУ города Москвы «Мосволонтер», сообщила, что в «Мосволонтере», напротив, уже есть отдельные обучающие программы по всем направлениям волонтерства — в частности, интерактивные программы для конкретных целевых групп с подстройкой к каждой из них и специальные узкопрофильные модули. Многие волонтеры проходят управленческие тренинги и из них готовят презентаторов или тех, кто способен сам создавать свои волонтерские программы. Особое внимание уделяется обучению волонтеров для событийного направления волонтерства. Например, для Бессмертного полка был организован корпус из 750 человек, прошедших специальное обучение перед мероприятием. Существует и своя медиашкола для волонтеров, а также обучающий курс «Творческая лаборатория» для волонтеров, которые задействованы в сфере культурного пространства столицы и обучающая программа «Формула серебра» — специально для серебряных волонтеров (40+) города Москвы.

Юрий Белановский, руководитель ММОД «Даниловцы» выступил с докладом о школе социального волонтерства Volonter-school.ru. По его словам, школа — основа волонтерских групп, она, как корни и ствол дерева, питает и держит всю крону. В школе социального волонтерства в год проходит обучение около 700 человек, проводится порядка 100 очных занятий, разработано 100 видеосеминаров. В 2017 −2018 году запланировано проведение двухдневных семинаров и тренингов. У школы есть собственная практическая площадка, позволяющая выращивать ответственных и знающих социальных волонтеров.

Об еще одной школе — «Школе искусств и медиатехнологий» — рассказала Маргарита Сидоркина, управляющий директор заведения. В планах Маргариты — создать на основе школы медиацентр, который будет готовить волонтеров в качестве универсальных журналистов. Для отбора наиболее способных и перспективных ребят предполагается провести творческий конкурс, также будет введена система наставничества, чтобы обученный волонтер передавал свои знания своим коллегам.

Дмитрий Второв, президент Регионального общественного фонда помощи в поиске пропащих детей «Поиск пропавших детей», рассказал о своем опыте обучения волонтеров. Вопрос повышения компетенций для волонтеров, работающих в чрезвычайных ситуациях, стоит очень остро, поэтому обучение проводится в три этапа. Тем, кто приходит в первый раз, дается общая теория. Если человек решает остаться, то с ним проводятся отдельные занятия по специализации. Волонтеров учат оказанию медицинской помощи, основам помощи сотрудникам правоохранительных организаций, спортивному ориентированию, поведению в лесу и другим необходимым навыкам. С опытными волонтерами поводятся тренинги и семинары, которые направлены на подготовку организатора добровольческой деятельности. Волонтеры, прошедшие такое обучение, способны самостоятельно организовать поиск детей в новой местности, работу по тушению пожаров и так далее.

Не менее сложная задача — обучение добровольцев, работающих с особыми детьми и взрослыми. Александр Боровых, директор отдела стратегий благотворительного фонда «Даунсайд ап», поделился своим опытом обучения добровольцев для работы с людьми с синдромом Дауна. С такими волонтерами проводятся интерактивные занятия, им читают лекции и обязательно проводят курсы первой медицинской помощи. Даже обученные добровольцы всегда работают с супервизором, который в любой момент готов оказать им поддержку.

Модератор секции, председатель Комиссии по Развитию НКО, благотворительности и добровольчества Общественной палаты города Москвы Елена Захарова рассказала о «Фонде созидания», в котором обучают учителей организовывать добровольческую деятельность среди школьников. Елена Захарова подчеркнула, что одна из наиболее сложных тем — вовлечение в добровольческую деятельность и организация активных людей 30-40 лет.

Авторизуйтесь через социальные сети, чтобы оставить комментарий